Assign modules on offcanvas module position to make them visible in the sidebar.

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 25 января 2022 года

вынес ПОСТАНОВЛЕНИЕ по делу № 09АП-78165/2021 (Дело № А40-93954/21) об отмене решения АС г. Москвы

Ведущие юристы: Кропотов С.В. и Крюков А.Ю.

СУТЬ ДЕЛА

         Общество с ограниченной ответственностью "Я и Яко" (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы (далее – ответчик, Департамент) о признании незаконным отказа в предоставлении ООО «Я и ЯКо» государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка» в отношении земельного участка расположенного под зданием заявителя.

         ДГИ г. Москвы со своей стороны ссылался на то, что земельный участок не подлежит передаче в собственность заявителя, поскольку находится в проектируемых границах земель общего пользования (улично-дорожной сети).

         Решением Арбитражного суда г. Москвы от 15.10.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано. Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

         Судом апелляционной инстанции было установлено следующее. Как следует из материалов дела, Общество является собственником здания, расположенного по адресу: г. Москва, 4-й Рощинский проезд, дом 24А, общей площадью 276,8 кв.м. (далее - Здание), на основании договора купли-продажи недвижимости от 06.07.2017 № 59-4896, заключенного между ООО «Я и ЯКо» и Департаментом городского имущества г. Москвы. На основании п.1 ст.35 ЗК РФ и п.1 ст.552 ГК РФ Общество приобрело право на использование соответствующей части земельного участка занятого зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, а также исключительное право на приватизацию земельных участков на основании п.3 ст.35 ЗК РФ, п.3 ст.28 ФЗ от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

         В качестве основания отказа ДГИ г. Москвы указывает, что согласно ст.85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, не подлежат приватизации. В связи с чем, формирование испрашиваемого земельного 3 А40-93954/21 участка под зданием по адресу: г.Москва, 4-й Рощинский пр-д, д.21А с целью его предоставления на праве собственности не представляется возможным, поскольку здание расположено в границах линий градостроительного регулирования - территория существующей улично-дорожной сети (Проектируемый проезд № 965).

         Заявитель, посчитав отказ в предоставлении государственной услуги не соответствующим действующему законодательству, обратился в суд с настоящим заявлением. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции посчитал, что Департамент действовал правомерно с учетом п. 6 ст. 39.16 ЗК РФ. Между тем судом первой инстанции не учтено следующее. Действительно в соответствии со ст. 27, п. 6 ст. 39.16 ЗК РФ, ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", земельные участки, расположенные в границах общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты) приватизации не подлежат. Аналогичная норма, содержащая запрет на приватизацию территории общего пользования, закреплена в ст. 85 ЗК РФ. Предоставление государственной услуги осуществляется Департаментом в соответствии с административным регламентом, утвержденным пунктом 1.20 постановления Правительства Москвы от 15.05.2012 № 199-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества города Москвы» (далее Административный регламент). В соответствии с пунктом 2.10.1.1 Административного регламента основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является наличие одного или нескольких оснований, предусмотренных статьей 39.15 и 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации. Как указано в ответе Департамента от 05.02.2021 №33-5-4240/21-(0)-1 испрашиваемый к формированию участок расположен в границах Проектируемого проезда № 965 (Рощинский 1-й пр., Рощинский 4-й пр.) ЮАО. Указанное ограничение установлено Постановлением Правительства Москвы от 24.06.2008 №532-ПП "Об итогах работы Департамента земельных ресурсов города Москвы в 2007 году и мерах по реализации задач в области земельных отношений на 2008 год" (вместе с "Перечнем территорий планируемого размещения объектов уличнодорожной сети города Москвы"), далее Постановление № 532 ПП. Согласно п. 2 Постановления №532 ПП резервирование поименованных земельных участков для государственных нужд города Москвы земли в пределах территорий (зон) планируемого размещения объектов УДС города Москвы установлено на срок до 2015 года согласно подготовленным Москомархитектурой перечню (приложение 1) и схеме (приложение 2), сформированных на основании установленных линий градостроительного регулирования. При этом согласно 4 указанного постановления Департаменту городского имущества города Москвы следует на основании схем, подготовленных в соответствии с пунктом 3 настоящего постановления, совместно с Москомархитектурой при участии Государственного бюджетного учреждения города Москвы Московского городского бюро технической инвентаризации обеспечивать уточнение проектов границ территорий (зон) с включением (исключением) в зоны (из зон) соответствующих зданий, сооружений, поставленных на кадастровый учет земельных участков, пересекающих границы по подготовленным схемам (п. 2). Пункт 6.2 Постановления устанавливает, что ежегодно в составе Генерального плана города Москвы необходимо обеспечивать актуализацию документов 4 А40-93954/21 территориального планирования по территориям (зонам) планируемого размещения объектов УДС города Москвы, а информацию об изменениях границ территорий по схеме или дополнениях перечня территорий (п. 2) направлять в Департамент городского имущества города Москвы для выполнения работ по резервированию земель. Кроме того, Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 г. N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных и муниципальных нужд" (пункт 5) определяет, что решение о резервировании земель должно содержать а) цели и сроки резервирования земель; б) реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель; в) ограничения прав на зарезервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель; г) сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель. К решению о резервировании земель прилагается схема резервируемых земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель. Решение о резервировании земель и схема резервируемых земель должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель. Согласно п. 8 Постановления Правительства РФ от 22.07.2008 г. N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных и муниципальных нужд" орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ. В соответствии с п. 9 указанного Постановления, государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Между тем поименованных выше документов, в качестве доказательств резервирования указанного земельного участка на момент обращения Общества с заявлением в материалы дела Департаментом не представлено. Апелляционная коллегия предлагала Департаменту представить и указать документы основания, в соответствии с которыми принят оспариваемый отказ с учетом положений указанных выше норм Постановления 532 ПП и Постановления № 561, однако в нарушение норм ст. 65 АК РФ, Департаментом не исполнено поручение суда. Таким образом, судом установлено, что спорный земельный участок из оборота не изъят; какие-либо ограничения приватизации спорного земельного участка отсутствовали; доказательств запрета на приватизацию не представлено; доказательства наличия решения уполномоченного органа государственной власти о резервировании земельного участка, а также государственной регистрации данного обременения в порядке, предусмотренном статьей 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации и Положением о резервировании земель для государственных и 5 А40-93954/21 муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561, отсутствуют. Относительно довода Департамента о том, что при обращении Обществом за испрашиваемой государственной услугой, не приложена оформленная надлежащим образом схема расположения границ формируемого земельного участка. Апелляционная инстанция отмечает, что указанные обстоятельства не указаны в качестве оснований для отказа в предоставлении испрашиваемой услуги в ответе Департамента от 05.02.21. Кроме того, п. 2.10.1.1. Административного регламента в качестве основания для отказа в предоставлении государственной услуги указано наличие одного или нескольких оснований, предусмотренных статьями 39.15 и 39.16 ЗК РФ. Частью 1 п. 8 ст. 39.15 в качестве оснований для отказа в предоставлении государственной услуги является то, что схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса. Действительно, согласно п. 2.5.1.1.6 к заявлению необходимо приложить схему расположения земельного участка (в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок). Приложив к заявлению от 20.01.21 схему согласно распоряжения Департамента от 02.11.2020 № 36954Б, Общество выполнило фактически разъяснения данные ему самим же Департаментом в ответе на обращение от 09.11.2020. Кроме того, Обществом в порядке п. 2.5.1.1.9. дано согласие на утверждение уполномоченным органом иного варианта схемы расположения земельного участка. Таким образом, поскольку судом апелляционной инстанции установлено отсутствие оснований для отказа в предоставлении Обществу испрашиваемой государственной услуги по указанным в письме Департамента от 05.02.2021 основаниям, что в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ является основанием для удовлетворения заявленных требований, решение Арбитражного суда г.Москвы подлежит отмене на основании пункта 1 части 1 статьи 270 АПК РФ в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела. Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части. Суд апелляционной инстанции считает, что в конкретном рассматриваемом деле в качестве восстановительной меры, которая обеспечивает защиту нарушенных прав заявителя, не подменяя собой уполномоченный орган, следует обязать Департамент рассмотреть поданное Обществом заявление от 20.01.21 с учетом выводов настоящего судебного акта. Указанный способ восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя в данном конкретном случае не создает необоснованных административных барьеров для реализации Обществом своих прав и не препятствует их реальному восстановлению. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, 6 А40-93954/21 в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другой стороны.

         С учетом изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции постановил:

- признать незаконным отказ Департамента городского имущества города Москвы, выраженный в письме от 05.02.2021 г. в предоставлении ООО "Я и Яко" государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка».

- Обязать Департамент городского имущества города Москвы предоставить в установленном порядке ООО "Я и Яко" государственную услугу «Предварительное согласование предоставления земельного участка» по заявлению от 20.01.2021г.

Back to top button